Министерство здравоохранения подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в статью 30 ФЗ «О контрактной системе» для совершенствования процедуры закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, и иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики. Поправки должны исключить освободить закупки лекарств по программе «Семь нозологий» и иммунобиологических препаратов для национального календаря от обязательства покупать 15% от общего объема у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ведомстве полагают, что все контракты по закупке лекарств с начальной стоимостью выше 10 млн руб. — могут заключаться с крупными поставщиками. Как правило, крупные контракты касаются препаратов из списка программы «Семь нозологий» и иммунологических препаратов.
Годовой объем закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов по программе «Семь нозологий» и иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок в 2015 году составил 83,2% (более 44,1 млрд рублей) и 10,2% (10,2 млрд рублей), соответственно от общего объема доведенных Минздраву России лимитов бюджетных обязательств на осуществление всех закупок товаров, работ, услуг.
«В 2015 году было проведено 75 процедур закупок дорогостоящих лекарственных препаратов. При условии осуществления данных закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок на сумму 6,6 млрд рублей Минздрав России был бы вынужден провести более 330 процедур аукционов в электронной форме», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Далее Минздрав обращает внимание, что необходимыми ресурсами и возможностями поставки дорогостоящих лекарственных препаратов и иммунобиологических лекарственных препаратов в масштабах всей страны обладают в основном крупные поставщики (ПАО «Фармстандарт», ПАО «Фармимэкс», ЗАО «Р-Фарм», ООО «Медипал-Онко», ЗАО фирма Центр внедрения «Протек, ЗАО «Роста», ООО «Тева», ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России, ФГУП «ПИПВЭ им. М.П. Чумакова», ООО «НПО Петровакс Фарм», АО «Национальная иммунобиологическая компания» и др.), которые не являются субъектами малого предпринимательства.
В частности, иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики имеют очень короткий срок годности и чрезвычайно жесткие условия технологии производства и доставки потребителю. Практика проведения процедур закупок иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в 2011–2015 годах показала, что организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, не принимали участие в торгах, что обусловлено рядом объективных причин.
Минздрав также напоминает, что в период действия ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по инициативе Минздрава России из перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, были исключены дорогостоящие лекарственные препараты и иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики.
«Таким образом, формальное проведение процедур закупок на поставку дорогостоящих лекарственных препаратов и иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций приведет к срыву и необоснованному увеличению сроков определения поставщиков, что, в свою очередь, приведет к не обеспечению населения Российской Федерации дорогостоящими лекарственными препаратами и иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики», – уверены в Минздраве.
Автор: Елена Калиновская
Материал: Фармацевтический вестник