Новым этапом в развитии ортопедии врачи называют телескопические штифты Fassier Duval. Помимо того, что они «растут» вместе с пациентом, минимизируя хирургические вмешательства в принципе, использование этих имплантатов позволяет сократить время послеоперационной реабилитации больных с 6 месяцев до 2-3 недель. А сама операция, которая прежде всегда делалась только открытым способом, перешла в категорию малоинвазивных. В петербургском НИИ им. Турнера подвели первые итоги работы с новым медизделием. О её результатах рассказал врач-ортопед Дмитрий Буклаев.

Дмитрий Буклаев
— Дмитрий, в чем смысл технологии? Почему мы говорим, что имплантат «растет» вместе с пациентом?
— Суть технологии, как все гениальное, проста. Имплантат представляет собой телескопическую конструкцию, состоящую из наружной (трубчатой) и внутренней (стрежневой) частей. С помощью резьбовых концов они фиксируются в эпифизах костей через ростковые зоны. Есть трубка, в которую вставлен стержень. Концы стержня находятся в трубке. Благодаря функции ростковых зон кость растет, выдвигая стержень из трубчатой части. В имплантатах, использовавшихся ранее, этой функции не было, поэтому, когда кость пациента вырастал из имплантата, ему требовалась повторная операция. Телескопический имплантат значительно сокращает потребность в хирургическом лечении.
В России несовершенным остеогенезом страдают 12000-15000 человек. Порядка 20% из них требуется хирургическое вмешательство. В НИИ им. Турнера ежегодно делается 30-40 таких операций. И уже около 80 пациентов получили помощь по новой технологии.
— А как это меняет саму операцию?
— Операция называется корригирующая остеотомия. Если у кости есть деформация, искривление, выполняется распил кости, исправляется кривизна и производится фиксация имплантатом. Работая с предыдущим поколением имплантатов, врач делал разрез на все бедро или на всю голень. А по факту, длинный разрез нужен только для того, чтобы установить пластину. Теперь, с использованием телескопических штифтов, мы делаем 1-2 остеотомии. И ещё один точечный разрез — для введения имплантата. В общей сложности получается 2-3 маленьких разреза. Первый шаг имплантации состоит в том, что через нижнюю ростковую зону вкручивается внутренняя часть стержня. Вторым этапом на нее надевается трубочка и вкручивается в верхнюю ростковую зону.
— На каких частях тела применяются такие операции?
— Чаще всего на ногах. На руках не ходят. На верхних конечностях такие операции выполняются — на плечевой кости, на костях предплечья. Но там это делается в основном с косметической целью. Потому что функция рук не нарушена. А кривизна ног критична для ходьбы.
— Каков средний возраст пациентов?
— Несовершенный остеогенез — заболевание не только врождённое, но бывает и наследственным. Определить его несложно. Трудности, если и возникают, чаще всего связаны с тем, что человек просто не чувствует своей болезни — ничего не беспокоит, переломов нет, значит нет повода для обращений к врачу с этой проблемой. Поэтому и пациенты у нас бывают разного возраста: и подростки, и взрослые, и дети. Показание к операции — перелом одной и той же кости больше двух раз в год.
— А самый юный пациент в таких операциях какого возраста?
— Полтора года.
— И в таком возрасте уже возможны переломы?
— Возможны. В представлении обычного человека переломы связаны или с опасным поведением, или с производственными травмами. Но при несовершенном остеогенезе бывают настолько тяжелые формы заболевания, что перелом кости пациент может получить даже под тяжестью одеяла. У наших пациентов качество кости не такое как у обычных людей.
— Насколько хорошо эти имплантаты приживаются?
— Проблемы с приживлением нет. Пациент, который его носит, не испытывает особых неудобств. Но, к сожалению, несовершенный остеогенез – такое заболевание, которое заключается не только в кривизне костей. Там и слабость мышц, и нарушение форм суставных поверхностей. Учитывая, какой комплекс проблем приходится решать, установка имплантата, конечно, облегчает ему жизнь в какой-то мере. По статистике необходимость в повторных операциях составляет 30-35%. Это не панацея, но наилучшее решение на сегодняшний день. Интрамедуллярный телескопический стержень стал золотым стандартом. В 2017 году он получил регистрационное удостоверение на территории России. Без преувеличения можно сказать, что он ознаменовал собой наступление нового этапа в хирургической помощи этой группе пациентов. Это то, о чем очень давно мечтали и пациенты, и врачи.