Большинство субъектов РФ не обеспечивают население всеми бесплатными лекарствами.
Львиная доля российских регионов – 79 из 85 — нарушают права пациентов на льготное лекарственное обеспечение. К такому выводу пришли эксперты фонда независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье», которые провели исследование на сей счет. Как оказалось, регионы хитрят, и не включают в свои местные перечни препаратов для льготников многое из того, что есть в российском списке жизненно-важных и необходимых лекарств (ЖНВЛП).
Напомним, что Перечень ЖНВЛП включает более 600 международных непатентованных наименований (то есть, фактически химических формул) лекарств. Все эти препараты должны предоставляться бесплатно в российских стационарах, а также выдаваться льготникам, получающим амбулаторное лечение, бесплатно или с 50%-ной скидкой. Однако для того чтобы льготники воспользовались последней привилегией, препарат должен попасть в перечни льготных лекарств, которые устанавливают регионы на местах. И, как выяснилось, в большинстве случаев администрации российских городов и весей относятся к списку ЖНВЛП пофигистически — включают в свои списки лишь то, на что им хватает денег. Или претворяют в жизнь более хитроумные схемы. Как считают в фонде «Здоровье», в любом случае это неминуемо приводит к нарушению лекарственного обеспечения пациентов-льготников.
Эксперты провели анализ региональных перечней льготных лекарств, которые сегодня приняты в субъектах РФ. Выяснилось, что есть очень большая разница в ассортименте и количестве лекарственных препаратов, которые гарантируются регионами и, как следствие, предоставляются бесплатно. Например, в Красноярском крае в региональный перечень включено всего 184 лекарственных препарата, в Свердловской области — 142, в Республике Марий Эл — 198, в Саратовской области — 602, в Республике Алтай — 647, а в Тульской области – 769.
– Выходит, что жители разных российских регионов чувствуют себя как граждане разных государств. Скажем, в Тульской области больной может бесплатно получить по рецепту врача препарат для лечения рассеянного склероза, любой из большого числа антибактериальных, противовирусных или цитостатических препаратов. В то же время льготнику из Красноярского края те же самые лекарства придется покупать за свой счет, поскольку местные власти не включили их в территориальные перечни, — говорит глава фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.
Казалось бы — главной причиной такого поведения должна быть нехватка бюджетных денег. Ну или уж желание их сэкономить. А вот поди ж ты! Хорошенько изучив перечни, эксперты пришли к удивительному выводу, что далеко не все лекарственные препараты, включенные в региональные перечни, относятся к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам! В чем же причина? «Как известно, предельные цены на лекарства из списка ЖНВЛП устанавливаются государством. А на закупки лекарств, не входящих в список, таких ограничений нет. Потому регионы и заинтересованы в том, чтобы вместо ЖНВЛП включать в закупки именно эти, как правило, более дорогие лекарства, ведь в этом случае региональные чиновники получают теоретическую возможность для махинаций с ценой закупок», — поясняет эксперт.
По данным исследователей, лишь 6 из 85 регионов (Курская область, Орловская область, Москва, Ростовская область, Республика Марий Эл и Хабаровский край) утвердили свои перечни лекарственных препаратов в полном соответствии с перечнем ЖНВЛП. Остальные таких правил не придерживались. Однако эксперты отмечают, что если бюджетные средства будут идти на закупку лекарственных препаратов по коммерческим ценам производителей, то будет закупаться меньший объем лекарств для меньшего числа льготников.
Тем временем, многие эксперты уже давно говорят о необходимости внедрения в нашей стране системы обязательного медицинского страхования. Хотя бы в области наиболее критичных для нашей страны заболеваний – сердечно-сосудистой, респираторной и костно-мышечной систем. Такой проект позволил бы в 2,5 раза увеличить число пациентов, получающих необходимое лечение без госпитализации. Это, в свою очередь, уже через 10 лет приведет к сокращению общей смертности на 10% и спасению до 1,5 миллионов жизней и сохранению трудоспособности до 1 миллиона человек. В экономических терминах спасенные жизни и сохраненная работоспособность в следующие десять лет оценивается в дополнительные 0,8% ВВП в год или 2,9 триллионов рублей суммарно за десять лет.
Пока в области лекстраха в нашей стране действует только один пилотный проект в Кировской области. Проект признали крайне успешным (смертность от главных болезней-убийц снизилась сразу на 15%), однако тиражировать его на всю страну власти как-то не спешат…
Материал: Московский Комсомолец