День хосписной и паллиативной помощи отмечается в мире 10 октября. Психолог, менеджер образовательных программ БФ «Детский паллиатив» Калерия Лаврова рассказала о том, как избежать эмоционального выгорания сотруднику выездных служб и хосписов, который каждый день поддерживает жизнь людей с неизлечимыми заболеваниями.
Сотрудники выездных служб и хосписов каждый день борются со смертью пациентов, понимая неравность этой битвы. И при этом они счастливы каждой возможности сделать жизнь людей с неизлечимыми заболеваниями хоть немного легче и радостнее.
Но и людям в белых халатах, психологам, социальным работникам, волонтерам — всем им необходима поддержка. Как избежать эмоционального выгорания, как радоваться жизни, несмотря на весьма нерадостные обстоятельства, рассказывает Калерия Лаврова, психолог, менеджер образовательных программ БФ «Детский паллиатив».
Другая система координат
Люди идут в паллиатив с желанием помочь, но зачастую не рассчитывают свои силы. Основная сложность заключается в том, что все мы привыкли работать на результат. Врачи ждут, что от их лечения будет положительный эффект, пациент в итоге выздоровеет. Медиков этому учат в вузе, потом в ординатуре. С паллиативными больными, к сожалению, такой принцип не работает. В паллиативной помощи надо понимать, что конкретно считать результатом. Максимум, что может сделать врач для пациента — это улучшить качество жизни больного и его семьи, ведь вылечить не удастся. И это медик должен принять как данность.
Те, кто работают с неизлечимо больными детьми, могут испытывать страх, стыд, чувство вины. Думаю, каждый из моих коллег спрашивает себя в какой-то момент, почему такое серьезное заболевание у ребенка, и как я могу его «вылечить»?
У меня ответ следующий: паллиативных детей не надо сравнивать со здоровыми. Эти малыши не жили жизнью обычных детей. У них своя особая реальность. В нашей сфере — паллиативной помощи детям — остаются работать те, кто это понимает и считает смерть такой же частью жизни, как и рождение. Те, кто может относиться к этому философски и отдавать дань естественному течению жизни.
Гореть или выгорать?
Люди, которые работают с паллиативными детьми, каждый день сталкиваются с болью пациентов и их близких. Остаться невовлеченными в эту боль могут только профессионалы самого высокого уровня. Все остальные постоянно испытывают стресс, что может привести самого врача или психолога к негативным последствиям.
Кроме того, люди слишком много работают — это без преувеличения 24-часовая вовлеченность. Не все умеют ставить личные границы, в конце рабочего дня снимать белый халат и идти домой. Многие берут свою работу на дом.
Итогом становятся состояние физического утомления, стресс и разочарование или эмоциональное выгорание. Тут уже сам врач становится пациентом, которому необходима профессиональная помощь коллег по цеху — супервизия. Не все знают о том, что и врачу требуется психолог.
Если этот момент оставить без внимания, последствия могут быть самыми тяжелыми, включая депрессию, когда уже не обойтись без психотерапевта и сильнодействующих препаратов. Вообще, в нашей стране пока тяжело с психологической культурой в целом. Обращаться к психологу в нашем обществе до сих пор считается чем-то постыдным. У человека может быть все плохо внутри, а он будет говорить окружающим, что у него все отлично. Но тело его само выдаст, на своем невербальном языке.
Не все понимают, зачем нужна супервизия, некоторые боятся обсуждать рабочие проблемы, опасаясь не только показаться некомпетентным, но и быть наказанным. Как показывает моя практика, требуется провести 2-3 встречи, чтобы человек расслабился и открылся, стал бы готов к диалогу со специалистом.
Когда пора бить тревогу
Мне, чтобы понять, что человек нуждается в профессиональной помощи, достаточно одного показателя: чрезмерное равнодушие ко всему. Физиологические проявления стресса — проблемы со сном, расстройство пищеварения, резкий набор или наоборот потеря веса — уже будут дополняющими и неопровержимыми доказательствами. Схема простая: человек сначала «горит» на работе, потом его начинает заедать рутина, а потом у него включается «автопилот».
Как себя защитить
Я люблю приводить пример с Германией: там людей, испытывающих эмоциональное выгорание, отправляют в оплаченный отпуск на два года. В нашей стране, к сожалению, многие считают, что снять стресс проще всего с помощью алкоголя. На самом деле, это не решение, а уход от проблемы. Алкоголь ее лишь усугубляет.
Мой рецепт профилактики стресса простой: главное, это отдыхать и вовремя переключаться на что-то кроме работы. Не помешает при этом соблюдать баланс сна, физической нагрузки и правильного питания.
Для тех, кто работает в паллиативе, особые рекомендации. Важно принять простой факт: смерть — это часть жизни. Тут придется менять свое отношение к ситуации, научиться все воспринимать через позитив. Поначалу это кажется невозможным, но согласитесь, больному ребенку не станет легче, если вокруг него будут люди со скорбными лицами. Излишний трагизм нигде не нужен.
С детьми важно общаться в приподнятом настроении. С родителями пациентов намного сложнее: их надо переключать на деятельность, направленную на них самих. Чтобы мама, например, маникюр себе сделала или прическу, хоть ненадолго отвлеклась от трубок и пеленок.
Лично мне в работе помогает моя семья. Трое моих детей мгновенно справляются с задачей переключения моего внимания с рабочих вопросов на вопросы личного характера. Для меня это лучший способ профилактики эмоционального выгорания.
Материал: «Россия сегодня» — ЖИЗНЬ БЕЗ ПРЕГРАД