На последнем заседании думского комитета по социальной политике была рассмотрена законодательная инициатива, с который островные парламентарии намерены обратиться в Госдуму РФ. Подробнее об этом документе мы попросили рассказать его разработчика, председателя профильного комитета Владимира Иванцова.
– Про грипп или аллергию знает каждый, но в вашем законопроекте речь идет о так называемых орфанных заболеваниях. Что они из себя представляют и почему требуют внимания на государственном уровне?
– Орфанными медики называют редкие заболевания, почти половина из них вызвана генетическими отклонениями. Именно поэтому многие из них удается выявить еще у новорожденных. Однако, поскольку у большинства из нас с наследственностью дела обстоят все же неплохо, то подобные болезни встречаются у крайне ограниченного числа людей – примерно у одного из 10 тыс. человек. Но самое главное отличие орфанных заболеваний в том, что многие из них имеют хроническую форму и не поддаются полному излечению. Лекарства здесь нужны, чтобы ослабить симптомы недуга и продлить жизнь пациента. При правильной и своевременной терапии больные получают возможность учиться, работать и даже создать семью, в которой могут вырасти вполне здоровые дети.
В нашей стране проблемой редких заболеваний начали заниматься сравнительно недавно. Сам термин «орфанные заболевания» ввели в начале 2012 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан». Появилась и официальная статистика, согласно которой вышеназванными недугами страдает около 300 тыс. россиян. Замечу, кстати, что некоторые из специалистов считают – подобных больных значительно больше, ведь диагностировать редкое заболевание способны далеко не в каждом медучреждении.
Примерно в ту же пору был утвержден и так называемый «Перечень-24», в который включили выявленные у россиян и поддающиеся терапии редкие заболевания. Чем этот перечень важен? Дело в том, что противоорфанные лекарства, во-первых, очень дороги, а во-вторых, значительная их часть производится только за рубежом и в довольно ограниченных количествах. А значит, приобрести такие препараты самостоятельно больные зачастую просто не могли. Вот тогда и пришли к выводу, что проблему надо решать централизованно – создавать общую базу данных или реестр пациентов, на закупку лекарств направлять средства из бюджета, проводить конкурсы среди поставщиков и т.д.
– Из сказанного вами напрашивается вывод, что за минувшие годы удалось накопить определенный опыт, который и побуждает сегодня откорректировать правовые акты, регулирующие отношения в сфере здравоохранения. Однако вы предлагаете изменить совсем иное – Федеральный закон № 44-ФЗ, который касается контрактной системы в сфере закупок, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Почему?
– Причина в том, что обязанность обеспечивать лекарствами орфанных больных возложили на регионы. Мало того, что в бюджете далеко не каждого субъекта Федерации есть необходимые средства, так и само бесперебойное снабжение нужными препаратами наладить оказалось далеко не просто. Например, в Сахалинской области на октябрь уходящего года из названного выше «Перечня-24» зарегистрировано 11 различных редких заболеваний. Ими страдают 115 человек, в том числе 32 ребенка. Кстати, эта статистика свидетельствует, что здравоохранение в области развивается, растет качество диагностики, на что влияют рост квалификации специалистов и оснащение медучреждений современным оборудованием. Замечу, кстати, что в 2013 году на Сахалине и Курилах было выявлено 93 таких пациента, то есть заметно меньше.
На первый взгляд, страдающих от орфанных недугов у нас немного, особенно если сравнить их число с общим количеством больных, ежегодно пользующихся услугами регионального здравоохранения. Но все равно поддержание их здоровья обходится недешево. В уходящем году, например, на обеспечение таких пациентов специальными препаратами из бюджета области запланировано выделить более 99,9 млн. рублей, а на следующий год – 50 млн. рублей. К сожалению, больных меньше не становится – отчасти и по той причине, что улучшается диагностика, и врачи учатся выявлять новые болезни.
Не надо забывать, что с каждым годом дорожают лекарства, которые жизненно необходимы людям с тяжелыми недугами. Поэтому и средств, предусмотренных в региональной казне, уже явно не хватает. По расчетам специалистов, в 2014 году для бесперебойного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями требуется порядка 133 млн. рублей, а в 2015 году эта сумма может вырасти до 171,8 млн. рублей.
Впрочем, дело не только в имеющихся бюджетных ассигнованиях. Федеральный закон №44-ФЗ определяет порядок закупок лекарственных препаратов. А он требует немало времени и организационных усилий. И если такой порядок применим при обычных заболеваниях, то специфики редких болезней он явно не учитывает. Здесь долгое ожидание лекарств и вынужденный перерыв в лечении сразу же ухудшают жизнь пациента, способны привести к его медленной и болезненной смерти. Наша инициатива как раз и нацелена на усовершенствование действующего законодательства. Для этого предлагается дополнить часть 1 статьи 93 названного выше закона положением, согласно которому лекарства для орфанных больных можно покупать у единственного поставщика.
– Действующий порядок госзакупок вводился потому, что требовалось решить еще две важные задачи. Первая из них – сокращение бюджетных затрат с помощью конкурса, в ходе которого поставщики предлагают лучшие условия и меньшие цены на свои товары и услуги. Не менее важна и вторая задача – исключение коррупциогенного фактора, а проще говоря, возможности для чиновника передать выгодный заказ знакомому бизнесмену за всем известные откаты. Не войдут ли с ними в противоречие ваши предложения?
– Они учтены в нашей законодательной инициативе. В нее, в частности, включено условие: закупки редких лекарств у единственного поставщика можно производить лишь в том случае, если он включен в специальный перечень, утвержденный правительством РФ. Проще говоря, на откуп местным чиновникам решения столь важного вопроса никто не отдаст.
Кстати, поставщиков редких лекарств в России не так уж и много – чуть более полутора сотен. При этом более половины средств на препараты для болезней, перечисленных в «Перечне-24», осваивают всего две компании – «Фармимекс» и «Фармстандарт». А их ценовая политика регулярно отслеживается. Проведенный специалистами анализ показывает: если стоимость редких лекарств на аукционах снижается, то очень незначительно. В прошлом году, например, поставщики давали уступку менее чем в 1 проц. от первоначально заявленной цены.
Учтем и еще одно важное обстоятельство: производят орфанные препараты всего 11 компаний, из которых лишь три являются российскими. Такова объективная ситуация – редким лекарствам нет замены, их выпускают в ограниченном количестве, а потому и цены довольно высоки. Но больным такие препараты крайне нужны, и законодатели просто обязаны сделать все, чтобы слово «орфанный» не звучало как приговор.
Материал: РИА «Сахалин-Курилы»