В этом году Кирилл пошел в первый класс общеобразовательной начальной школы-детского сада компенсирующего вида N1760 города Москвы. По словам мамы мальчика Натальи, ребенка с ДЦП не принял ни один детсад Люберец, где живет семья. Кирилл будет учиться вместе с остальными школьниками. Только математике и грамоте педагог будет учить его индивидуально.
Необходимость развития инклюзивных школ получила признание на законодательном уровне. Это отражено в принятой в июне Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, а также в проекте государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Понятие «инклюзия» включено в законопроект «Об образовании», который находится на рассмотрении в Годуме РФ. Кроме того, весной РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, что обязывает привести законодательство страны, в том числе в области образования, в соответствии с ее положениями.
Кроме Кирилла еще 500 особых юных москвичей, по данным на 2011 год, учатся вместе со здоровыми сверстниками. Около 1 тыс. детей-инвалидов занимаются дистанционно. Как рассказал Агентству социальной информации Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович, еще около еще 2 тыс. человек не могут учиться даже дистанционно. Омбудсмен пообещал к 2020 году дать возможность практически всем юным москвичам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа.
Список школ, реализующих инклюзивную практику, опубликован на сайте Департамента образования города Москвы. Из 1,3 тыс. общеобразовательных школ детей с ОВЗ принимают в 91 школе. Большинство из них расположено в ЦАО и подключились к программе инклюзивного образования лишь в 2011 году. По данным Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», еще несколько таких школ (по сути, эксперементальных площадок) действуют в крупных городах страны.
Так, московская школа N480 включилась в эксперимент с 2008 года. В этом году здесь поменяли пандусы, оборудовали все этажи специальными туалетами для детей с инвалидностью. Выделены средства на работу тьюторов (специалисты, сопровождающие детей с инвалидностью в процессе учебы). Ранее их функции выполняли родители детей с инвалидностью. Директор школы Елена Гусева считает, что самый острый вопрос — наличие спецоборудования. С этой проблемой столкнулась и семья Кирилла. Наталье придется на руках поднимать сына на второй этаж, где находится его класс. Женщина будет сопровождать Кирилла в школе N760 до тех пор, пока у него не появится тьютор.
За помощью в РООИ «Перспектива» обращается много детей. Эта организация внедряет в российские школы инклюзивное образование с 1997 года. В школах проходят семинары, уроки по пониманию инвалидности — все это способствует толерантному отношению школьников к своим сверстникам с инвалидностью.
По материалам: 2002-2010 © АСИ