Члены палаты, представители родительской общественности и эксперты обсудили поправки к законопроекту о реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Они были подготовлены экспертами Координационного совета по делам детей-инвалидов при Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева напомнила, что в РФ нет специального закона об образовании для инвалидов. По ее словам, после ратификации Конвенции о правах инвалидов и утверждения Президентом РФ Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы существующий закон «Об образовании в РФ»нуждается в дополнении. Зампредседателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, глава РОО «Право ребенка» Б. Альтшулер предложил внести в закон поправки, согласно которым центры психолого-педагогической помощи будут работать в «тесном контакте» с образовательными учреждениями. Например, если ребенок нуждается в психологической помощи, то на время пребывания в центре он не должен быть отстранен от занятий в школе. При этом центры, работающие с трудными детьми, должны быть «прикреплены» к школам и помогать им решать возникающие проблемы, а не заменять ребенку школу.
Б. Альтшулер также предложил внести в законодательство понятие «ранней коррекции» для детей до трех лет. Это поможет выявлять проблемы со здоровьем у детей в раннем возрасте.
Ратифицированная Россией Конвенция о правах инвалидов может улучшить ситуацию в сфере образования инвалидов. Так считает вице-президент Всероссийского общества слепых, первый вице-президент Параолимпийского комитета России О. Смолин. В частности, новый вариант закона должен ввести обязательное образование детей-инвалидов, которые воспитываются в школах-интернатах. Есть случаи, когда воспитанников интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей, не обучают по школьной программе до 18 лет.
Не менее остро стоит вопрос с подготовкой педагогов для работы с инвалидами. По словам О. Смолина, не все учителя в школах-интернатах знакомы с жестовым языком и азбукой Брайля. «В России очень мало учебных заведений, которые готовят педагогов к обучению детей в условиях инклюзивного образования», — считает эксперт.