Список редких болезей, лечение которых финансируется из бюджета РФ, может расшириться.
В комитете Совета Федерации РФ по социальной политике предлагают расширить список орфанных заболеваний, финансирование которых осуществляется из бюджета РФ. При этом в ОНФ говорят, что в этой сфере много проблем и кроме как на федеральном уровне их действительно никак не решить. На сегодняшний день в России утвержден перечень из 24 орфанных заболеваний, из них семь наиболее дорогостоящих в лечении заболеваний финансируется из бюджета РФ, а остальное — из бюджетов регионов.
15 июля в Совете Федерации состоится заседание экспертного совета по здравоохранению на тему «Законодательное регулирование подходов по оказанию медицинской помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями». В ходе него будут обсуждаться вопросы нормативно-правового регулирования оказания медицинской помощи больным с редкими заболеваниями, проблемы финансирования лечения больных такими заболеваниями людей в субъектах РФ, а также использование мультикритериального анализа при формировании приоритетов финансирования лечения редких заболеваний.
На заседании выработают ряд предложений, которые будут направлены в правительство, Минздрав, другие заинтересованные ведомства, а также в регионы. Эти предложения, по данным «Известий», будут включать в себя рекомендацию расширить список редких (орфанных) заболеваний, лечение которых финансируется из бюджета РФ, а не из региональных бюджетов, поскольку лекарства от этих болезней очень дорогие. Таким образом, список заболеваний под названием «7 нозологий», который усилиями комитета СФ по социальной политике был переведен на федеральное финансирование, может расшириться. Однако вопросы с остальными заболеваниями должны решаться на региональном уровне, подчеркнул в разговоре с «Известиями» председатель комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский. По мнению сенатора, проблемы в этой сфере есть, и работать над ними должны власти на местах.
— Это вопрос, решение которого зависит от многих факторов, в основном немедицинских, — отметил Валерий Рязанский.
Сенатор заявил, что уже одно то, что в России существует проблема редких заболеваний, их диагностики и лечения, говорит о высоком уровне развития медицины.
— Диагностировать редкое заболевание достаточно сложно, дорого, требует применения высоких технологий, и лечить детей, страдающих этими заболеваниями, тоже непросто, — пояснил он.
Поэтому, отметил сенатор, в странах с высокой младенческой смертностью проблема орфанных заболеваний не стоит вообще. Валерий Рязанский сообщил, что, несмотря на происходящие позитивные изменения в организации оказания медицинской помощи больным орфанными заболеваниями, остается ряд нерешенных вопросов, в первую очередь связанных с совершенствованием нормативно-правого регулирования, финансированием диагностики, маршрутизацией больных, взаимодействием профильных ЛПУ федерального и регионального уровней, созданием клинико-диагностических центров, функционированием и оснащением службы помощи больным редкими заболеваниями.
— На сегодняшний день утвержден перечень 24 заболеваний и сформирован регистр пациентов, в него входит 11,5 тыс. больных редкими заболеваниями, около 7 тыс. из них — это дети, — уточнил он.
Эксперт ОНФ, председатель общественной организации «Другая жизнь» Анастасия Татарникова заявила «Известиям», что в оказании медико-социальной помощи больным редкими заболеваниями есть немало существенных проблем, которые могут быть решены только на федеральном уровне: отсутствие федеральных стандартов и протоколов ведения больных, отсутствие федеральных перечней орфанных препаратов, отсутствие ряда препаратов в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных средств.
— Первоочередным необходимо всё же считать дефицит средств регионов на лекарственное обеспечение редких заболеваний, а оно, как правило, весьма дорогостоящее, — уточнила она.
Говоря об объемах финансирования, эксперт ОНФ отметила, что в 2013 году субъекты Федерации совокупно тратили на лечение больных с редкими заболеваниями чуть более 5 млрд рублей.
— В 2015 году эта цифра подошла к отметке 13,3 млрд рублей. Причем если в 2013 году дефицит финансирования составлял 1,8 млрд рублей, то в 2015 году — уже 4,4 млрд рублей, — сказала она. — Около половины бюджета, выделенного на лечение, уходит на больных с пароксизмальной ночной гемоглобинурией и мукополисахаридозом второго типа. В 2012 году на лечение всех орфанных больных субъекты тратили около 6% своего бюджета, в 2015 году — уже до 22,6%. Совершенно очевидно, что для регионов — это тяжелейшее бремя. Но до сих пор многие регионы просто «стесняются» открыто заявить, что на лечение таких пациентов у них не хватает средств.
Анастасия Татарникова рассказала, что в 2013 году Татарстан впервые обратился за разъяснениями положений федерального закона в отношении редких заболеваний. Конституционный суд РФ дал определение по этому делу, в нем говорится о том, что субъекты вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
— И регионы стали активно пользоваться этим своим правом. Только в 2015 году поступило 104 обращения от глав субъектов и региональных министерств здравоохранения на федеральное финансирование. В результате этого и в немалой степени высокой активности пациентских организаций и общественных институтов в 2015 году в регионы было направлено 12 млрд рублей из федерального бюджета. Сейчас известно, что порядка шести из них были потрачены именно на орфанных больных. В настоящий момент налицо исчерпанность как собственных средств регионов, так и оказанной федеральным центром помощи, — пояснила она.
По словам эксперта, сейчас жизненно необходимо срочное решение вопроса по целевому субсидированию (предоставлению иных межбюджетных трансфертов) для покрытия дефицитной части расходных обязательств на осуществление полномочий субъектов РФ, предусмотренных федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ по обеспечению лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности.
— Для этого нужно сформировать определенные механизмы и определить источники бюджетных ассигнований из федерального бюджета с соответствующей корректировкой и расширением необходимых бюджетных затрат на 2016 год и в последующие. Полное (или частичное — для группы дорогостоящих лекарственных препаратов) финансирование из федерального бюджета с соответствующим наделением федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья полномочиями по лекарственному обеспечению таких больных, — подчеркнула она.
В минздраве Подмосковья «Известиям» сообщили, что в регистр Московской области больных орфанными (редкими) заболеваниями включены 656 человек. В 2016 году для обеспечения этой категории пациентов из бюджета области было выделено 515,4 млн рублей. На данный момент пациенты, включенные в регистр, обеспечены лекарственными препаратами в полном объеме.
Однако медики в регионах говорят, что дополнительные средства необходимы, поскольку если количество больных редкими заболеваниями увеличится хотя бы на одного человека в течение года, то денег, выделенных в начале года из бюджета, может не хватить, а траты сильно ударят по бюджету субъекта Федерации.
Директор благотворительного фонда «Жизнь» Карина Михайлова согласна с тем, что нужен резервный фонд для того, чтобы в случае увеличения числа заболевших на лекарства и медицинскую помощь всегда можно было быстро найти деньги.
— Такой резерв необходим, потому что в случае редкого (орфанного) заболевания стоимость лекарств может быть очень высока, и для небольшого региона она может быть запредельной. Соответственно возникают сложности в плане обеспечения и быстроты обеспечения пациентов лекарствами. А понимая, что те, кому нужны орфанные препараты, как правило, очень тяжело больные люди, у всех у них есть решение консилиума врачей о пожизненном приеме препарата, — пояснила она.
Ранее «Известия» писали о том, что Минздрав попросили проработать вопрос о привлечении российских фармакологических дистрибуторов для закупки и ввоза в Россию незарегистрированных в стране лекарственных средств. Запрос министру здравоохранения Веронике Скворцовой отправила председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова. Она считает, что из-за существующего запрета многие пациенты, нуждающиеся в непрерывном лечении, в том числе больные орфанными заболеваниями, вынуждены от него отказаться.
Маитериал: ИЗВЕСТИЯ