Тема: Лекарственное обеспечение
Источник: Журнал «Правовые вопросы в здравоохранении» № 09 2013
Автор: Виктор Владимирович Дьяченко, юрист Межрегиональной Благотворительной Общественной Организации инвалидов «Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям»
… За последние годы законодательными и исполнительными органами Российской Федерации при активном участии общественных организаций приняты серьезные меры по совершенствованию законодательства в области здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе по организации лечения больных редкими (орфанными) заболеваниями.
Так, в Законе об охране здоровья, принятом в ноябре 2011 г., закреплены понятие редких (орфанных) заболеваний, а также положения об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
В соответствии со ст. 44 Закона об охране здоровья к полномочиям федерального органа исполнительной власти относятся формирование перечня редких (орфанных) заболеваний, а также ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее – Федеральный регистр).
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее – Перечень), куда включено и генетическое заболевание мукополисахаридоз, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 во исполнение ст. 44 Закона об охране здоровья. Этим постановлением определены также правила ведения Федерального регистра.
Статьей 83 Закона об охране здоровья определено, что обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории России, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Пунктом 10 ст. 16 Закона об охране здоровья установлено, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.
Вышеуказанные нормы Закона вступили в силу 1 января 2012 г. и обязательны для исполнения. Таким образом, все проблемы юридического характера, казалось бы, устранены и пациенты с редкими заболеваниями должны беспрепятственно обеспечиваться бесплатными лекарствами за счет средств субъектов РФ.
Однако на практике все складывается не так гладко, как предполагалось при разработке и принятии законодательных актов. В большинстве субъектов РФ люди, больные мукополисахаридозом и другими редкими заболеваниями, измученные тяжелым недугом из-за отсутствия необходимых лекарственных препаратов и лечения, и их родственники безуспешно ходят по инстанциям и пытаются достучаться до руководителей различных медицинских учреждений и чиновников, чтобы защитить свои законные права. К несчастью, в большинстве случаев они получают отказ.
Ответ один: нет финансирования, в бюджете города (области, края, республики) финансовые средства для закупки необходимых лекарственных препаратов не предусмотрены (не запланированы). К сожалению, за неисполнение положений федерального законодательства в этой сфере региональных чиновников не наказывают. Во всяком случае информации такого рода нет.
В надежде обрести понимание, помощь и защиту многие больные и их родственники из разных городов России обращаются в нашу Межрегиональную благотворительную общественную организацию инвалидов «Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям». На благотворительных началах мы стараемся оказывать им не только морально-психологическую, но и правовую поддержку. Наряду с юридическими консультациями в целях защиты прав обратившихся к нам пациентов мы готовим документы и обращаемся в суды субъектов РФ с исковыми заявлениями об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти.
Аналогичные проблемные ситуации с обеспечением лекарственными средствами складываются и в других регионах России: Санкт-Петербурге, Республике Коми, Ингушетии, Владимирской области и др. В настоящее время наша организация готовит документы для защиты прав на лечение жителя г. Хабаровска в суде Хабаровского края.
Следует особо отметить, что даже вынесенные решения судов, обязывающие региональные власти обеспечивать закупку необходимых лекарственных препаратов, не выполняются государственными органами.
Жизнь показала, что регионы пока не в состоянии изыскать и привлечь источники финансирования, в плановом порядке предусмотреть в своих бюджетах расходы на закупку дорогостоящих препаратов и правильно организовать лечение тяжелобольных людей. Ситуация зашла в тупик. А тем временем отсутствие лекарств и лечения приводит к катастрофическим последствиям для больных и их семей.
В сложившейся ситуации остро назрел вопрос о расширении в законодательном порядке перечня лекарственных средств, централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета.
Хотелось бы обратить внимание на то, что 20 октября 2010 г. Д.А. Медведев, тогда еще Президент РФ, на совещании по вопросам лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в г. Козельске высказался о возможности расширения перечня централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств. Речь шла о перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 02.10.2007 № 1328-р. О необходимости положительного решения данного вопроса говорил и нынешний Президент.
На заседании Совета общественных организаций по защите прав пациентов 22 апреля 2013 г. Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова сообщила о возможном внесении одного орфанного заболевания из Перечня в перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.10 2007 № 1328-р).
Учитывая общественное мнение и острую необходимость, Общество инвалидов вышло с предложением к субъектам РФ инициировать обращение в высшие органы государственной власти (Президенту РФ, Правительству РФ, Минздраву и Минфину России) с просьбой о включении в программу высокозатратных нозологий и в перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств мукополисахаридозов I, II и VI типов для обеспечения равного доступа к лечению всех людей с этими диагнозами независимо от региона их проживания.
Мы считаем, что необходимо продолжить на постоянной основе работу по совершенствованию российского законодательства и созданию прочной нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения. Это позволит инвалидам и людям с ограниченными возможностями получать беспрепятственный и своевременный доступ к жизненно важным лекарственным средствам и качественному лечению. Мы хотим, чтобы их жизнь в нашей стране стала более комфортной и счастливой.
*Статья опубликована с сокращениями, полностью публикацию читайте в бумажной версии