На этой неделе страны — члены ООН впервые согласовали политическую декларацию по борьбе с причинами развития устойчивости к антибиотикам — проблемы, которая рассматривается как одна из главных угроз здоровью человечества. Министр здравоохранения Вероника Скворцова, возглавлявшая российскую делегацию в Нью-Йорке, рассказала в интервью RT, как решается проблема антимикробной резистентности в России и стоит ли опасаться отечественных вакцин от гриппа.
RT: Существует ли в России программа по профилактике инфекций? Например, за счёт доступа к чистой воде или вакцинации в целях снижения потребности в антибиотиках?
Скворцова: У нас работает с советских времён комплексная программа по борьбе с инфекционными заболеваниями. Есть обязательный национальный календарь прививок, бесплатных для всех — и детей, и взрослых. Кроме того, существуют эпидемические календари прививок, а также программы по санитарно-эпидемиологическому контролю и борьбе с внутрибольничной инфекцией. С учётом того, что в рамках модернизации мы значительно обновили медицинскую инфраструктуру, проблема (эпидемий. — RT) сейчас не стоит, но мы за этим смотрим.
RT: Возможно ли взять под контроль употребление пациентами антибиотиков? Целесообразно ли расширить список антибиотиков, которые отпускаются по рецепту врача?
Сейчас готовится государственная стратегия по борьбе с антимикробной резистенцией. Координатором является Минздрав. Проблема комплексная и межсекторальная. Мы накопили собственную базу и ввели понятие предельно допустимых концентраций антибиотиков в пищевых продуктах животного происхождения, ввели также жёсткий государственный контроль над обращением антимикробных препаратов на территории страны. Не только для медицины, но и для ветеринарии. Очень важно работать с самими медицинскими работниками. В рамках этой работы нами разработана последовательность действий для правильного назначения препаратов, которая подразумевает в том числе определение чувствительности к антибиотикам. В ближайшее время нам предстоит усилить специальные образовательные программы для врачей разного профиля и переоборудовать лаборатории медицинских организаций для возможности выявления антимикробной резистентности. Наконец, предстоит разработать инновационные препараты, которые действуют иначе, чем антибиотики, и не вызывают резистентности.
RT: Как медицинские работники и фармацевты могут помочь в противодействии развитию устойчивости к антибиотикам?
Мы подготовили приказ Министерства здравоохранения по надлежащей аптечной практике — определённый алгоритм действий, которым должен пользоваться фармацевт, общаясь с покупателем. Лекарство — это особый товар. На эту область нельзя распространять то, что распространяется на сферу продуктов питания или лёгкой промышленности.
RT: Существует ли статистика по устойчивости населения России к антибиотикам? Какие тенденции можно проследить?
Официальной статистики нет. Нам предстоит её создать. Чтобы это сделать, необходимо изменить систему мониторинга. У нас одна из лучших в мире систем контроля за вспышками инфекций, но фактически всё население является носителем, скажем так, сапрофитной флоры, которая постоянно находится в организме человека. Для того чтобы понять, каким образом эта непатогенная флора влияет на возникновение таких неинфекционных заболеваний, как атеросклероз, диабет и другие, у нас разработана специальная программа микробиома человека. Это важнейшая тема. Проходя через родовые пути матери, человек после стерильного пространства начинает обсеменяться фактически. Мы кишим микроорганизмами, особенно желудочно-кишечный тракт. Их иногда необходимо стимулировать, а иногда с ними бороться.
RT: Перед началом традиционно проблемного осенне-зимнего сезона что бы вы посоветовали гражданам?
Мы ждём этот сезон, начиная с жаркого лета. Широкую прививочную кампанию против гриппа начали ещё в августе. Она расширится даже по сравнению с прошлым годом, когда мы вышли на исторический максимум по охвату (населения. — RT). Тогда это было около 40 млн человек, в этом году будет около 48 млн. У нас четыре высококачественные вакцины, очень эффективные — и для детей, и для взрослых, и для беременных. Без каких-либо побочных действий. Две из них признаны лучшими в мире. Основной пик инфекции будет в январе-феврале, но мы планируем завершить вакцинацию до конца ноября.