Основные нормативно правовые акты по вопросу признания лица инвалидом которыми необходимо руководствоваться.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95 «О порядке признания лица инвалидом»; Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н.
Условиями для признания лица инвалидом являются:Нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать вое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; Необходимость в мерах социальной защиты включая реабилитацию.
Стойкость функциональных нарушений определяется разными факторами:Клинической формой заболевания: врожденная патология (врожденные пороки развития, наследственная и хромосомная патология, последствия перинатальных повреждений) имеют стойкий характер нарушений различных функций организма; в этих случаях ориентируются также и на клинический прогноз; Длительностью течения заболевания: многие хронические заболевания у детей развиваются как результат перенесенных острых патологических состояний, и для оценки хронизации используется срок — 6 месяцев, который так же может быть использован в качестве ориентировочного критерия стойкости нарушения функций организма.
В приказе Минздрава России от 30.12.2003 №621 отражена практика оценки состояния здоровья детей в виде градации уровня здоровья.
К 1 группе здоровья относят практически здоровых детей, ко 2 группе — детей с функциональными нарушениями без четко очерченной хронической патологии — состояние предболезни, например функциональное расстройство желудка, гипертрофия небных миндалин, часто болеющие дети и др., к 3 — дети с хронической патологией в стадии ремиссии и компенсации, к 4 — пациенты с хроническими вялотекущими заболеваниями с редкими обострениями и субкомпенсацией, к 5 — дети с хронической декомпенсированной патологией и частыми обострениями.
С 23 декабря 2014 года были введены новые классификации и критерии установления инвалидности, разработанные Минтрудом России с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
Самым важным в новых критерий является привязка заболеваний к международной классификации болезней (МКБ 10) и фиксация процента ограничения жизнедеятельности применительно к каждому заболеванию. Степень выраженности стойких нарушений функций организма, которые определяют группу инвалидности, оценивается в процентах.
Согласно этой классификации и критериям выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
1 степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека (количественная система оценки 1 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, устанавливается в % в диапазоне от 10 до 30 %);
2 степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека (количественная система оценки 1 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, устанавливается в % в диапазоне от 40 до 60 %);
3 степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека (количественная система оценки 1 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, устанавливается в % в диапазоне от 70 до 80 %);
4 степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека (количественная система оценки 1 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, устанавливается в % в диапазоне от 90 до 100 %).
Обжалование решения МСЭ
Существует два способа обжалования решения МСЭ — внесудебный и судебный. Выбор способа обжалования зависит от вашего усмотрения и от типа бюро МСЭ, решение которого будет обжаловаться. Решение Федерального бюро МСЭ может быть обжаловано только в суд. Решение главного бюро МСЭ по субъекту РФ может быть обжаловано в Федеральное бюро МСЭ и (или) в суд. Решение бюро (является филиалом бюро МСЭ по субъекту РФ) может быть обжаловано в главное бюро МСЭ и (или) в суд (п. п. 42-46 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).
Способ 1. Обжалование во внесудебном порядке
Для обжалования во внесудебном порядке решения бюро или главного бюро рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Составьте письменное заявление (жалобу).
Обратите внимание на то, что написать данное заявление вправе только лицо, в отношении которого проводилась МСЭ, либо его законный представитель (п. п. 1, 42, 45 Правил).
Жалоба должна содержать (п. 146 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н): наименование бюро либо главного бюро МСЭ, а также Ф.И.О. его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются; сведения о заявителе — Ф.И.О., место жительства, номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес; сведения об обжалуемом решении бюро либо главного бюро; доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением МСЭ или действиями его должностных лиц.
Если жалобу подает представитель лица, в отношении которого проводилась МСЭ, к ней нужно приложить доверенность.
Шаг 2. Подайте заявление об обжаловании в соответствующее бюро.
Срок для обжалования решения бюро и главного бюро составляет месяц с момента принятия спорного решения (п. п. 42, 45 Правил). Заявление об обжаловании решения бюро подается либо в бюро, проводившее МСЭ, либо в главное бюро соответствующего субъекта РФ.
Заявление об обжаловании решения главного бюро
Для обжалования решения соответствующего бюро в суде рекомендуем придерживаться следующего порядка действий.
Шаг 1. Составьте административное исковое заявление об оспаривании решения соответствующего бюро и подготовьте необходимые документы.
Независимо от того, предъявите ли вы дополнительно требования компенсации морального вреда или нет, судебный процесс будет проходить по правилам административного судопроизводства. Компенсация морального вреда может быть взыскана при условии удовлетворения основного требования административного искового заявления.
В административном исковом заявлении об оспаривании решений бюро (главного бюро или Федерального бюро) следует указать (ст. ст. 125, 126, 220 КАС РФ): наименование суда, в который подается заявление; наименование административного истца, подающего административное исковое заявление, и его место жительства, наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем, с обязательным указанием сведений о наличии у него высшего юридического образования, а также номера телефонов, факсов и электронной почты истца и его представителя; наименование административного ответчика (бюро, главного бюро, Федерального бюро), его место нахождения; какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием); обстоятельства, на которых основаны требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; перечень прилагаемых к заявлению документов: К административному исковому заявлению нужно приложить (ст. 55, ч. 8 ст. 57, ст. 126, ч. 3 ст. 220 КАС РФ): копию ответа из вышестоящего органа (если имело место внесудебное обжалование); уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления со всеми приложениями или копии административного искового заявления по числу административных ответчиков, заинтересованных лиц и прокурора; копию заявления; документ, подтверждающий уплату госпошлины, размер которой в общем случае составляет 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ); доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя; сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия.
Обратите внимание!
В силу пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ и с учетом п. 3 ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины по данной категории дела освобождаются заявители, являющиеся инвалидами I и II групп.
При наличии требований о дополнительной компенсации вреда подается исковое заявление. В исковом заявлении должна быть указана, помимо вышеперечисленных сведений, цена иска — требуемая к взысканию сумма, а также ее расчет (ст. 131 ГПК РФ).
Шаг 2. Подайте административное исковое заявление вместе с комплектом документов в суд.
Для обращения в суд с жалобой на решения, действия (бездействие) бюро МСЭ установлен срок не более трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права (ст. 22, ч. 3 ст. 24, ст. 219 КАС РФ).
Данные дела подведомственны судам общей юрисдикции и подсудны районным судам. Вы вправе самостоятельно выбрать местонахождения соответствующего суда: либо по месту нахождения ответчика; либо по месту своего жительства.
Шаг 3.примите участие в судебном заседании.
Суд должен рассмотреть заявление в течение месяца (ч. 1 ст. 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного искового заявления может быть принято одно из двух решений (ст. 227 КАС РФ): об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушение прав административного истца; об отказе в удовлетворении административных исковых требований.