Бюрократия совести
Как выбить из чиновников законные лекарства для граждан с редкими заболеваниями?
Куркина Наталья Ивановна
юрист МРБООИ «Союз пациентов и пациентских организаций по редким заболеваниям»
Законное право
— К наиболее важным проблемам и задачам развития общества, в числе прочих, относятся вопросы, связанные с поддержанием и улучшением здоровья человека, что неразрывно связано с применением лекарственных средств. Надлежащее лекарственное обеспечение — составная часть медицинской помощи, жизненно важный фактор укрепления здоровья нации как главной ценности государства и общества. По смыслу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье человека являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину с рождения, не отчуждаемы и подлежат защите в соответствии с Законом.
Вопросы, связанные с медицинской помощью гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, регулируются, прежде всего, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Для граждан с редкими болезнями получение бесплатных лекарств — это единственная возможность жить, трудиться.
Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения редких заболеваний возложена на органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и за счет средств бюджетов субъектов РФ (п. 10 ч. 1 ст. 16, ч. 9 ст. 83 Закона).
Однако, в нарушение требований Федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» пациенты с редкими заболеваниями далеко не всегда и не в полном объеме обеспечены жизненно необходимыми препаратами. пройти Все инстанции Непринятие уполномоченным органом исполнительной власти мер в целях обеспечения больных орфанными заболеваниями, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, нарушает конституционные права на бесплатное получение медицинской помощи.
По этой причине приходится отстаивать права и законные интересы указанной категории граждан в судах различных уровней в самых разных субъектах РФ, поскольку досудебный (претензионный) порядок крайне редко приводит к положительным результатам. Несмотря на то, что Закон на стороне пациентов, имеют место случаи оспаривания минздравами судебных решений, подачи ими заявлений об отсрочке их исполнения, о разъяснении порядка исполнения. И делается это не столько по причине несогласия с доводами суда, а из-за желания отсрочить как можно на более длительный срок исполнение судебного акта, и, следовательно, лишить на неопределенный срок пациента лекарства, от которого зависит его жизнь.
Эта процедура используется чиновниками как в отношении взрослых граждан, так и в отношении детей. Действующая в настоящее время в России система исполнения судебных актов является неэффективной, поэтому бюрократические проволочки имеют место и на стадии исполнительного производства, причем, даже в случаях с указанием судом в решении о немедленном его исполнении. Чтобы сдвинуть дело на этой стадии, обращаемся с жалобами, ходатайствами в органы прокуратуры регионов, в Прокуратуру РФ с целью принятия последними мер прокурорского реагирования.
Согласно Кодексу об административном судопроизводстве РФ, если решение суда вступило в законную силу, у ответчика возникает обязанность его исполнить, т.к. вступившее в законную силу судебное решение обладает свойством общеобязательности как акт реализации судебной власти и подлежит неукоснительному соблюдению и исполнению.
Не Молчать!
Решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается судом к исполнению в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определенных действий. «Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные ст. 36 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» сроки.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства» (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 Москва «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Таким образом, судебными решениями производится обязывание региональных органов государственной власти, органов исполнительной власти произвести соответствующие расходы на приобретение жизненно необходимых лекарств. Так, в ряде регионов по результатам рассмотрения гражданских и административных дел о возложении на министерства здравоохранения обязанности по бесплатному лекарственному обеспечению граждан с редкими заболеваниями лекарственными препаратами по жизненным показаниям, изыскиваются финансовые возможности на закупку того или иного препарата.
Жалуйся! Дойдешь до Министра!
Достаточно нередки случаи обеспечения лекарственными препаратами больных орфанными заболеваниями по результатам обращений непосредственно на имя руководителя министерства того или иного субъекта РФ, губернатора края. В связи с этим, считаем: главное в борьбе за лекарственное обеспечение граждан с редкими болезнями в рамках правового поля — это не сложности, а позитивный результат этой борьбы — счастливые лица людей, которым помогаем сохранить здоровье и продлить жизнь. Вселяет надежду тот факт, что со следующего года Министерство здравоохранения России будет самостоятельно закупать лекарства для пациентов с редкими болезнями за счет средств Федерального бюджета и поставлять их в регионы. Об этом 26.06.2017 г. сообщила на встрече с президентом страны спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.