Перевести страницу

Беззаконие / Выиграть дело в суде, но проиграть в жизни

Довольно часто «Правонападение» выигрывает суд, но решение суда не исполняется. Это потому так, что федеральные законы часто не находят отражения в региональном законодательстве и исполнение их оказывается не предусмотренным региональными бюджетами. 

Закон (№ 323-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» обновлен уже два года назад, в январе 2012. Согласно статье 44 обновленного закона, государство обязуется финансировать лечение 24 орфанных (редких) заболеваний. Лечение редких болезней должно финансироваться на региональном уровне. Но финансируется далеко не везде. И можно доказать в судах, что должно финансироваться. Но добиться реального финансирования куда труднее. Лечить своих детей с орфанными заболеваниями регионы должны, но не лечат, потому что сами же не приняли себе предусмотренных российским законодательством территориальных программ по оказанию бесплатной помощи детям, страдающим орфанными заболеваниями. 

По закону № 184-ФЗ «Об общих принципах организации… власти» региональное законодательство должно быть приведено в соответствие федеральному в течение трех месяцев после того, как был изменен федеральный закон. Это значит, что региональные регламенты лечения орфанных заболеваний должны были быть приняты во всех субъектах РФ к концу апреля 2012 года. 

Но пока что приняты они только в Свердловской, Ленинградской, Ярославской, Ростовской, Владимирской, Орловской, Новгородской, Курской, Московской, Новосибирской, Белгородской, Тамбовской, Кемеровской, Омской, Тверской, Магаданской, Курганской областях, республиках Алтай, Саха-Якутия, Бурятия, Мордовия, Чувашской Республике, в Красноярском и Краснодарском краях, в Ямало-Ненецком автономном округе (24 из 83 субъектов РФ). Таковы данные аппарата Уполномоченного по правам ребенка, полученные на основе опроса губернаторов и региональных чиновников. 

Законы про обеспечение больных лекарствами, принятые в перечисленных выше субъектах федерации, не одинаковы, не однозначны, могут трактоваться не в пользу пациента. Но все же здесь родители тяжелобольного ребенка, которому государство обещало лекарства и не дает, могут обратиться в суд, выиграть дело и всерьез рассчитывать на лекарства, поскольку их закупка предусмотрена бюджетом региона. 

В других регионах, когда государство обещало ребенка лечить и не лечит, суд тоже можно выиграть. Но не понятно, куда обращаться потом за лекарствами, и не понятно, на каком основании. К федеральной власти обращаться бессмысленно: она уже приняла закон, гарантирующий лечение орфанных заболеваний и уже возложила исполнение этого закона на регионы. К региональной власти тоже обращаться бессмысленно: она еще не приняла территориальную программу по оказанию бесплатной помощи детям, страдающим орфанными заболеваниями. И, стало быть, расходы на эту программу не предусмотрены в региональном бюджете. Денег, обеспечивающих исполнение федерального закона, нет вот уже два года, и не понятно, когда будут. 

В том же законе «Об основах охраны здоровья граждан» написано, что следить за приведением региональных законодательств в соответствие федеральному, надзирать за тем, как регионы лечат детей, должен «Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». «Уполномоченный федеральный орган» – это Минздрав РФ. В пункте первом положения о министерстве прямо написано, что Минздрав этим самым органом является. 

Не написано, правда, как федеральный Минздрав может повлиять на региональные парламенты, год за годом забывающие обновить медицинское законодательство. Не написано, как именно федеральный Минздрав может наказать региональные власти за саботаж. 

И не написано, что делать больным детям в регионах, если они провалились в бюрократическую дыру, если федеральная власть обязала региональную власть лечить этих детей, а региональная власть вот уже два года все никак не может взять на себя эти обязательства. Можно, конечно, настаивать и скандалить. Можно, что называется, закошмарить в прессе региональных чиновников. Тогда, возможно, лекарства дадут. Но это будет означать, что отобрали у кого-то другого. Ибо лечение орфанных заболеваний гарантировано федеральным законом, но не предусмотрено региональными бюджетами в большинстве регионов России. 


Валерий Панюшкин, руководитель проекта Русфонда «Правонападение»