Перевести страницу

На форуме «Сообщество» представили кейсы реализации общественного контроля в регионах


По мнению Лидии Михеевой, все успешные кейсы, о которых рассказали сегодня, во многом стали успешными благодаря тому, что информация о тех или иных нарушениях открыта и доступна.


«Участникам общественного контроля часто непонятно, как они должны взаимодействовать между собой. Необходимо уточнение законодательной базы в этом вопросе. Предлагаю также сделать акцент на том, как участникам площадки удалось наладить взаимодействие с органами власти. Важно в этом аспекте создание общественных советов при органах власти», — обозначила центральные вопросы обсуждения модератор секции «Общественный контроль и механизмы обратной связи», председатель комиссии по общественному контролю при Общественной палате Пермского краяСветлана Денисова.

Член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», руководитель проекта Общероссийского Народного Фронта «За честные закупки» Антон Гетта рассказал об аспектах общественного контроля, которые осуществляются активистами этого проекта: «Мы „мониторим“ тех чиновников, кто занимается расточительством. 6 миллиардов рублей — сумма отмененных закупок благодаря запросам активистов проекта „За честные закупки“. Серые схемы — это когда чиновник сам решает, с кем и на каких условиях заключает договоры, например на строительство. Это вторая проблема, с которой мы боремся в рамках общественного контроля системы расходования госсредств».

Антон Гетта также рассказал о мониторинге, запущенном в середине года и посвященном особым экономическим зонам, в которые вкладываются бюджетные деньги: «200 миллиардов рублей государство предусмотрело для создания этих зон, 130 уже вложено, а зоны эти так и стоят пустые. Мы запустили проведение круглых столов по регионам, и там субъектами общественного контроля эта проблема поднимается. Общественность звонит в колокола, мы благодарны им и можем помочь решить эти проблемы».

В ходе работы сектора были представлены кейсы общественников из различных регионов. Депутат Законодательного собрания Республики Саха (Якутия), директор благотворительного фонда «Праздник жизни» Алена Атласова рассказала, что фонд занимается помощью семьям с детьми — онкологическими больными: «Мы проводим мероприятия общественного контроля реализации инфраструктурных проектов, а именно — контролируем строительство онкоцентра в Якутске. Суть нашего контроля в том, чтобы все было выполнено в сроки, у нас нет цели кого-то „посадить“. В общественном контроле важно быть публичным. Власти же воспринимают это негативно, как вынесение сора из избы».

Руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев согласился: «„Посадки“ — это не цель нашей работы. Это для правоохранительных органов и прокуратуры. Наша же цель — добиться результатов, улучшить что-то. И должен отметить, что общественный контроль становится частью нашей жизни, гражданское общество берет на контроль работу ЖКХ и других сфер. Возобновляется культура общественного контроля».

Социальный предприниматель, директор детского сада «Бэби Вэй», координатор добровольческого центра «Волонтер», руководитель проектов «Карта Добра», «7фония жизни», соруководитель проекта «Домсканер» Антон Актуганов рассказал об общественном контроле в сфере ЖКХ с помощью простых прозрачных механизмов взаимодействия с жителями домов. Эти механизмы позволяют значительно сократить платежи и сборы на капремонт, а главное, каждый гражданин знает, куда идут его деньги, и участвует в принятии решений, что именно нужно его дому.



Эксперт секции, председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева отметила, что на форуме были представлены весьма любопытные кейсы по реализации общественного контроля: «Они отчетливо демонстрируют возможность осуществления такого контроля без дополнительной правовой регламентации и особых бюрократических процедур. Это четко видно в сфере ЖКХ или в сфере контроля за госзакупками, за обеспечением города спортивными сооружениями и так далее».

По ее мнению, все успешные кейсы, о которых рассказали сегодня, во многом стали успешными благодаря тому, что информация о тех или иных нарушениях открыта и доступна.

«Она просто очевидна, и ее можно взять голыми руками и работать с ней, провести экспертизу, мониторинг и представить результаты госорганам. То есть, обратить внимание органов власти на очевидные нарушения», — подчеркнула Михеева.

Лидия Михеева отметила, что в рамках форума обсуждению подлежит и другая важная часть общественного контроля — это случаи, когда нет возможности легко получить информацию, например, о проживании престарелых граждан в домах для инвалидов или иных аналогичных учреждениях, когда закрытость доступа не позволяет общественному контролеру реализовать те задачи, которые ставятся перед контролем. Эту тему общественники обсудят с экспертами, чтобы выйти на предложения по совершенствованию действующего законодательства.



Материалы: Общественная Палата РФ & Павел Кочунов