Перевести страницу

Ф.Тумусов (СР): государству средств не хватит на целый квартал этого года (о финансировании здравоохранения)

У нас на дворе, в России экономический кризис. Ноев ковчег для нас, для всех для наших граждан – это бесплатная медицина и лекарственное обеспечение. Недавно в прессе прошла информация, что Минздрав РФ подготовил документ с интригующим названием «Стратегия развития здравоохранения в РФ на долгосрочный период на 2015-2030 гг.».


Однако, многие эксперты считают, что в этом документе нет самого главного – улучшения здоровья населения. Зато в ней определены задачи: наращивание личных расходов населения и работодателей на здравоохранение на фоне сокращения государственных расходов, сокращение объёмов национальной медицинской помощи и государственных проектов, создание благоприятных условий для развития частных страховых медицинских организаций в ущерб государственным.


В целом по России за последние 2 года объём платных медицинских услуг возрос на 30%, а в Москве – почти в два раза. Впервые за последние 8 лет в стране остановилось снижение смертности, президент страны Путин В.В. в своём послании ещё раз подтвердил важнейшую цель – достичь увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет к 2018 г.


Для этого необходимо, как минимум, чтобы финансирование не снижалось, а мощности не сокращались. И самое главное конечно – деньги надо тратить на приоритеты и при этом эффективно. А сегодня главным приоритетом здравоохранения – это медицинские кадры и бесплатные лекарства для населения.


Однако, что же происходит сегодня? Все очень просто, в текущем 2015 г. и последующих доступность бесплатной медицинской помощи будет падать. Запланированные расходы на программу госгарантий по которым оплачивается и бесплатная медпомощь в 2015 г. будут на треть меньше 2014 г.


Почему так происходит? Во-первых, изначально предусмотренных финансов конечно недостаточно. Во-вторых, теперь уже сало ясно, что запланированных средств на 2015 г. не хватит в связи с ростом индекса потребительских цен на 9,5% и курса доллара к рублю 65. Этот дефицит означает, что государству средств не хватит как минимум на целый квартал этого года. То есть больницы, врачи, оборудование будут простаивать, а необходимая помощь гражданам не будет оказана.


За каждым недостающим или в пустую потраченным рублём в здравоохранении стоят жизни наших граждан. Давайте попробуем посчитать вместе как бы цинично это не прозвучало. Мы сможем стабилизировать смертность в этом году на уровне прошлого года только если расходы на бесплатную медицину не упадут, а для этого нам необходимо не менее 300 млрд руб.


И если 300 млрд руб. поделить на 117 тыс. потенциально потерянных жизней, то получается, что одна жизнь стоит 2,5 млн руб. Может быть эти жизни для нас дороже чем сохранение инвестиций на космос, железные дороги и атомные станции?


Другая не менее острая проблема – это лекарственное обеспечение и состояние собственной фармацевтической промышленности. По данным Минпромторга за последние пять лет объём производства отечественных фармпрепаратов увеличился в два раза. Однако по тем же причинам (зависимость сырья фармстанций от иностранных производителей и сложить с курсом рубля) наши отечественные производители сегодня попали в очень сложную ситуацию.


Первое, методика установления производителями отпускных цен на лекарственные препараты, включённые в перечень в жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не позволяет предприятиям оперативно реагировать на экономическую ситуацию. Практика применения этой методики излишне бюрократизирована. Предприятия не имеют возможности компенсировать возникающие убытки за счёт собственных средств и по экономическим причинам вынуждены исключать данную продукцию из производственных программ, что приведёт к дефициту в первую очередь дешёвых лекарственных средств в учреждениях здравоохранения страны.


Для сохранения бесперебойного обеспечения лечебного процесса и исключения убывания ассортимента крайне необходима экстренная государственная поддержка. Может быть правительству РФ следует немедленно приостановить действие вышеуказанной методики в отношении российских производителей, у которых стоимость одной потребительской упаковки не превышает 50 руб. И стоит разрешить в отношении данных видов препаратов заявительный характер установления цен.


При прекращении производства недорогих, но нерентабельных лекарственных препаратов существенно снижается лекарственное обеспечение страны и приведёт к дополнительным затратам бюджета на закупку импортных препаратов. Поскольку бюджетный сегмент рынка лекарств составляет около 30%, анализ предельных отпускных цен производителей показывает, что цены на многие отечественные лекарства в три, а иногда и в пять раз ниже зарубежных аналогов.


В результате потери федерального и региональных бюджетов могут ориентировочно составить 100 млрд руб. Давайте вдумаемся в эти цифры.

Уважаемые коллеги, мы все с вами наверно не хотим роста социальной напряжённости в связи с ростом цен на лекарства. Мы с вами должны понимать, что обеспечение лекарствами идёт по двум каналам: аптеки и больницы. Эти лекарства, если мы не окажем поддержку отечественному производителям, обеспечивающими лекарствами больницы, то этих лекарств просто или не будет или они останутся за счёт средств увеличения на них цен в аптеках. А это уже рост социально обеспечения.


Так что из двух зол надо выбирать меньшее.


Второе, имеющиеся мощности фармпромышлености страны загружены не полностью, в ряде случаев недогруженность достигает половины имеющийся мощностей. В чём же главная причина недогруженности? Невозможность расширять номенклатуру выпускаемой продукции. Разработчики и предприятия испытывают значительные трудности при регистрации новых продуктов. Помимо обоснованного научного требования в отношении доказательной базы, имеет место масса отказов в регистрации по формальным причинам, когда имеющиеся замечания могут быть устранены в режиме редакторских правок.


Для устранения этих фактов не требуется менять законы, важно чтобы Минздрав и его экспертные учреждения изменили подход к рассмотрению заявок на регистрацию и в первую очередь конечно отечественных производителей. Необходимо быстрее ввести в практику в экспертном учреждении научного консультирования, содействия заявителям. Иначе все усилия по импортозамещению останутся благими намерениями.


Хочу особо подчеркнуть, в совершенствовании регистрации лекарственных средств заложены колоссальные резервы экономии бюджетных средств. Дело в том, что в мире происходят так называемые патентные обвалы и имеется возможность производить так называемые дженерики.


И последнее, учитывая высокую зависимость фармотрасли РФ от поставок активных фармацевтических субстанций китайского производства, необходимо использовать возможности предусмотренные договорённостями руководителей ЦБ РФ и Народного Банка Китайской Республики, по свопам в национальных валютах для торгового финансирования. Правительству необходимо принять меры с тем, чтобы использовать этот механизм для финансирования закупок фармсубстанций необходимых для выпуска на отечественных предприятиях лекарственных препаратов.


Уважаемые коллеги, давайте спасём тысячи и тысячи наших граждан через соответствующее финансирование бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения.


Материал: ЗАО ИД «Экономическая газета»